АНДРЕЙ ВАДЖРА (andreyvadjra) wrote,
АНДРЕЙ ВАДЖРА
andreyvadjra

Category:

Взгляд классика




Думаю, не ошибусь, если скажу, что Оливер Стоун входит в первую пятерку ныне здравствующих и продолжающих работу наиболее выдающихся режиссеров мирового кинематографа, живых классиков.

И уж точно из этой когорты его отличает наиболее четко выраженная гражданская позиция. Ведь хотя тех же Стивена Спилберга и Джеймса Кэмерона не назовешь аполитичными людьми, но свое отношение к тем или иным проблемам они высказывают в основном «вербально», в творчестве же отдают приоритет сугубо коммерческим проектам (ведь даже «Список Шиндлера» следует отнести к таковым). Пишу это без всякого негатива, с огромным пиететом перед созданными ими шедеврами, а также отмечая антиимпериалистическую направленность «Аватара», к примеру.

Но все-таки «Аватар» ― это фантастика, очевидные аналогии с современной нам политикой США «к делу не пришьешь», а для многих зрителей они и вовсе остались незамеченными за красивыми спецэффектами. У Стоуна же практически все работы (которые и принесли ему мировую славу) прямо отображают его гражданскую позицию, носят острый характер, чаще всего идут вразрез с господствующим на Западе дискурсом.

Так, в 1991 году он снял фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (англ. JFK), пересматривающий выводы комиссии Уоррена относительно убийства президента Кеннеди. В фильме отображено независимое расследование, проведённое прокурором Нового Орлеана Джимом Гаррисоном, который утверждал, что опроверг изложенную в докладе комиссии официальную версию о «волшебной пуле» и роли «убийцы-одиночки» Ли Харви Освальда в покушении. Стоун идёт ещё дальше и прямо указывает на заинтересованность корпораций и спецслужб, тесно связанных с уголовным миром, в устранении президента Кеннеди, которое позволило развязать полномасштабное вторжение во Вьетнам. Фильм вызвал ожесточённые споры в американском обществе.

Можно смело сказать, что своими произведениями Оливер Стоун никогда «не подстраивался под изменчивый мир», а говорил то, что считал нужным, это и принесло ему не только заслуженную славу живого классика кинематографа, но и высокий моральный авторитет, сделало настоящим, как сейчас принято говорить, ЛОМом (лидером общественного мнения).

С началом же нынешнего столетия Оливер Стоун работает в такой явно далекой от художественного вымысла и не столь прибыльной сфере, как кинодокументалистика. Стоун снял три документальных фильма о Фиделе Кастро: «Команданте» (2003), «В поисках Фиделя» (2004) и «Кастро зимой» (2012). В 2009 году была закончена работа над полнометражным документальным фильмом «К югу от границы» о руководителях Латинской Америки. В нём использованы интервью Стоуна с семью президентами: Уго Чавесом (Венесуэла), Эво Моралесом (Боливия), Рафаэлем Корреа (Эквадор), Раулем Кастро (Куба), Кристиной Фернандес де Киршнер (Аргентина), Лулой да Силва (Бразилия) и Фернандом Луго (Парагвай). Чавес лично сопровождал Стоуна на премьере документального фильма на Международном кинофестивале в Венеции в сентябре 2009 года. Фильм вышел на экраны кинотеатров в нескольких городах США и Европы летом 2010 года. В марте 2014 года, в годовщину смерти Чавеса, Стоун выпустил фильм Mi Amigo Hugo («Мой друг Уго»).

Стоун также снял «Персону нон-грата» — документальный фильм об израильско-палестинских отношениях, включавший интервью нескольких известных деятелей Израиля, в том числе Эхуда Барака, Биньямина Нетаньяху и Шимона Переса, а также лидера Организации освобождения Палестины Ясира Арафата.

В 2012 году канал Showtime показал документальный сериал «Нерассказанная история Соединённых Штатов Оливера Стоуна», в котором Стоун выступил как один из сценаристов, а также как режиссёр, продюсер и рассказчик. Сериал затрагивает «причины холодной войны с Советским Союзом, решение президента США Гарри Трумэна сбросить атомную бомбу на Японию, и изменения в глобальной роли Америки после падения коммунизма».

Стоун, как режиссёр и рассказчик во всех десяти эпизодах, отмечал, что «с самого начала я смотрел на этот проект как на наследство своим детям, и таким образом, чтобы дать им понять, чем я жил. Я надеюсь, что это может способствовать более глобальному пониманию нашей американской истории». Стоун также описал проект как «самую амбициозную вещь, которую я когда-либо делал. Конечно, в документальной форме и, возможно, в художественной, особенной, форме». Сам Стоун вложил 1 миллион долларов из собственных средств в бюджет сериала.

Ну а после событий 2014 года в центре внимания режиссера оказалась Украина («отвлекся» он лишь на художественный фильм «Сноуден», рассказывающий о сотруднике ЦРУ Эдварде Сноудене, передавшем в прессу секретные файлы АНБ и затем бежавшем в Россию) Украинской же тематике были посвящены документальные фильмы «Украина в огне» (2016), в значительной мере «Интервью с Путиным» (2017) и днями появившийся в широком доступе «В борьбе за Украину».

Значение этих работ трудно переоценить. Ведь западные СМИ формально различной ориентации (консервативные, либеральные, социал-демократические) трактуют события в Украине практически в одном ключе: украинский народ многие столетия боролся за независимость от деспотической России, а затем и СССР, но и с обретением независимости в 1991 году у власти оказывались коррумпированные пророссийские режимы, для свержения который украинскому «народу» пришлось дважды выходить на Майдан. Как так случалось, что режимы, действовавшие против «чаяний народа» в демократической стране, регулярно приходили к власти и без всяких «майданов», естественно, является «фигурой умолчания».

На последний же Майдан народ вышел, защищая свое стремление выйти из-под российского влияния, «идти в Европу», в лоно западной цивилизации со всеми её современными «ценностями», на что Россия ответила аннексией Крыма и агрессией на Донбассе.

Помню комментарий под статьей на украинскую тему в «Нью-Йорк Таймс»…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments