?

Log in

No account? Create an account

АНДРЕЙ ВАДЖРА

Очень трудно видеть и понимать неизбежное в хаосе вероятного


Previous Entry Share Flag Next Entry
Для чего церкви должны быть отделены от государства
andreyvadjra

Недавние события в Екатеринбурге, связанные с планами городских властей и местной епархии РПЦ построить храм святой великомученицы Екатерины в городском сквере, и протесты горожан против этого решения заслуживают того, чтобы поговорить о характере государственно-церковных отношений, сложившихся в нашей стране в настоящее время.

Не буду останавливаться на изложении того, как развивался конфликт: эти события очень подробно освещались в прессе. Обращу внимание лишь на некоторые моменты: ситуация обострилась настолько, что в нее был вынужден вмешаться лично В. В. Путин; возможно, с его подачи Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в Екатеринбурге опрос, который установил, что 74 процента жителей Екатеринбурга против строительства храма в городском сквере. При этом 18 процентов респондентов высказались против строительства храма в городе вообще. С тем, что собор должен быть построен в сквере в соответствии с разработанным проектом, согласились только семь процентов опрошенных.

После стольких лет всесторонней поддержки РПЦ со стороны государственных органов эти данные можно назвать шокирующими. Но не менее шокирующими были и события, последовавшие после оглашения результатов опроса ВЦИОМ.

Итоги опроса, как передает РБК, мэр города Александр Высокинский признал «нерешающими».

А вот как отреагировала Екатеринбургская епархия в связи публикацией результатов опроса: «Обращаем внимание, что опрос, проведенный ВЦИОМ, показывает, что большинство жителей Екатеринбурга поддерживают строительство храма святой Екатерины. Однако оценка места строительства, по всей видимости, связана с определенной напряженностью, еще присутствующей в обществе в связи с недавними событиями.

По мнению Екатеринбургской епархии, опрос, проведенный во время обострения ситуации, когда сторонам не дана возможность предоставить аргументы, – не может отражать действительного положения дел.

Полагаем, что проведенный опрос – всего лишь небольшой срез, который скорее отражает еще совсем недавнюю «перегретость» общества. Отметим, что наряду с эмоциональным напряжением имеет место серьезная недоинформированность горожан относительно проекта строительства храма, благоустройства сквера и городской набережной – потому городскому сообществу пока сложно составить объективное мнение о проекте.

Главный опрос впереди. Мы по-прежнему молимся, разъясняем ситуацию и призываем горожан внимательно ознакомиться с проектом, масштабную презентацию которого сейчас готовит Фонд святой Екатерины».

Не приходится сомневаться, что мэр города и епархия РПЦ намерены провести опрос свой. Вот только, если его результаты будут сильно отличаться от результатов опроса ВЦИОМ, в городе можно ожидать новых волнений.

Губернатор Свердловской области Куйвашев, сориентировавшись в ситуации, предложил не включать территорию сквера в список мест, где должен быть построен храм. После чего православные активисты начали призывать народ к отставке губернатора.

Иными словами, требования верующих начинают приобретать политический характер. Если таковыми же станут и требования противников строительства новых храмов, страну ждет непростой период.

По информации «Ведомостей», за последние пять лет протесты против строительства православных храмов прошли в 28 российских городах.

В Екатеринбурге он был самым крупным и наиболее освещенным в прессе.

На втором месте находится конфликт вокруг строительства храма в московском парке «Торфянка» в 2015–2016 годах. Больше всего конфликтов, связанных со строительством храмов, было в Москве (6), далее идут Санкт-Петербург (3), Тольятти, Нижний Новгород, Сургут, Красноярск и Благовещенск (по 2).

Неудивительно, что недовольство граждан некоторыми аспектами политики государства в религиозной сфере стали активно использовать и оппозиционные силы, в деятельности которых зачастую заметны уши зарубежных спецслужб.

Депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов утверждает: «Очень маленькая группа людей, которая присоседилась к этому протесту, которая за это получала деньги, — профессиональные провокаторы. Они пытались провоцировать людей». По его словам, на протестах были люди, которые «получали инструкции на каждый день, как действовать».

И было бы странно, если бы политическая оппозиция и зарубежные спецслужбы не стали использовать столь благоприятные для них события! Ведь они являются очевидным просчетом органов власти в религиозной политике.

Пока причины протестов – вопросы экологического порядка: протесты против уничтожения зеленых зон в городах. Но уже просматривается тенденция перенести протесты на экономические проблемы.

В Москве, например, до сих пор действует лужковская программа строительства 200 церквей. Руководит ею бывший зам. Лужкова, Владимир Ресин — теперь он в статусе советника Сергея Собянина.

Церкви в Москве появляются одна за другой. Такое ощущение, что их число уже давно перевалило за 200 и что мэрия бесплатно выделяет под них землю.

У людей законно возникает вопрос: «А сами церковные здания за чей счет возводятся?»

Уже появляются статьи типа «Храмы вместо поликлиник» о том, что в Москве построят еще 28 церквей для борьбы с «революционными бесами». Где утверждается, в частности, что чиновники весьма неохотно раскрывают подробности программы строительства 200 церквей, что наводит на мысль о том, что строительство ведется на государственные или муниципальные средства. И невольно возникает вопрос о законности принятия подобных решений, а также о доле в них коррупционной составляющей.

Из многочисленных фотографий с протестов в Екатеринбурге особое внимание привлек один снимок: пожилой мужчина с плакатом, где написано: «Казалось бы, наоборот, от щедрости добреют, но все выходит наоборот. Чем больше город РПЦ дает, тем больше РПЦ наглеет!». На мужчине накидка с надписью «Путин, родина, единство нашей…». Дальше текст на фотографии не читается.

И вопрос здесь не столько в РПЦ, сколько в универсальности проблемы.

Большую часть своей профессиональной деятельности я занимался государственно-церковными отношениями. Сначала в Совете по делам религий, где окончил карьеру в должности заведующего католическим отделом, затем, когда Совет стал уже разваливаться (не без участия РПЦ и либералов), перешел на работу в МИД СССР и был направлен в представительство СССР (а затем России) при Святом престоле. По возвращении из загранкомандировки стал начальником отдела российского МИДа по контактам с религиозными организациями, дальше были две командировки на Украину, где также занимался религиозными вопросами.

Зачем я об этом говорю? Из всего опыта изучения религиозных организаций я вынес одно твердое убеждение: в отношениях с государственными органами любые конфессии никогда добровольно не останавливаются в попытках максимального получения для себя различного рода льгот и преференций. Реализуется это посредством вовлечения в число своих верующих максимального количества лиц, способных оказать необходимое содействие в укреплении позиций своей конфессии.

В РПЦ пошли дальше: стали на «нелегальной» основе внедрять священников в отдельные министерства (в частности, в МИД), пропустив их предварительно через курсы обучения в Дипакадемии. Вроде ничего противозаконного, но это явно новый момент в государственно-церковных отношениях…

Если государство не осознаёт опасности от подобной тенденции и не предпринимает вовремя соответствующих мер противодействия, то такое государство неизбежно превратится сначала в клерикальное, а затем и в теократическое. Наиболее характерный пример в этом отношении представляет собой мусульманский мир, где политическая власть зачастую полностью контролируется религиозными лидерами (клерикальное государство) либо сами религиозные лидеры непосредственно управляют государством (теократическое государство).

Противодействие в основном заключается в создании действенного законодательства, регулирующего деятельность церквей и государственно-церковные отношения. И должен быть государственный орган, состоящий из специалистов-религиоведов, наблюдающий за исполнением данного законодательства и дающий рекомендации органам государственной власти.

В девяностые годы Россия лишилась и такого органа, и религиозного законодательства. Решения в сфере государственно-церковных отношений стали приниматься по результатам контактов религиозных лидеров с представителями органов власти в центре и на местах.

Наибольшие преференции для себя стала получать РПЦ, а в республиках с мусульманским населением – исламское духовенство.

Я не склонен ни преуменьшать, ни преувеличивать роль Русской православной церкви в истории России. Были и героические моменты – велика роль Сергия Радонежского в освобождении от татаро-монгольского ига. Но было и двухвековое сотрудничество Церкви с Золотой Ордой.

Были попытки иерархии подмять под себя светскую власть и жесткая реакция на подобные проявления в период царствования Ивана Грозного.

Все помнят, чем закончилась для РПЦ, захватившей несметные богатства в стране, реформа Петра Великого. И это происходило в условиях, когда религиозное сознание было доминирующим в обществе.

Необходимо также отметить, что в истории российского государства попытки Церкви политически влиять на российское общество не имели большого успеха. Исключением можно считать годы, когда необходимо было сплотить страну для отпора внешнему врагу.

Сегодня политика в сфере государственно-церковных отношений нуждается в серьезной корректировке.

В качестве первого шага представляется необходимым…

Полностью читать ЗДЕСЬ



  • 1
Ну наконец-то что-то вменяемое по этому вопросу, хоть и эских к вокалу, но ситуация давно уже перезрела.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Мышиаховы ждуны и их жалкие клевреты как черт ладана боятся широкого распространения Православия на Руси, т.к. это прямая угроза их засилию и грабежу нашей Родины!

ЗАО РПЦ в деле разграбления Родины преуспевает не менее олигархов.
Достаточно посмотреть на лоснящиеся хари высших руководителей этого самого ЗАО во главе с гражданином Гундяевым.


Предохранительный клапан — трубопроводная арматура, предназначенная для защиты от механического разрушения оборудования избыточным давлением путём автоматического выпуска избытка жидкой, паро- и газообразной среды из систем и сосудов с давлением сверх установленного.

Вся эта ситуация с Е-бургом прекрасно демонстрирует подверженность общества элементарным PR - уловкам.
Население против храма.
Начинаются волнения. Реакционеры мочат демонкратов.
У миллионов комментаторов напрочь сгорают натруженные анусы.
Отважные рЭволюционеры кидают забор в воду.
Говночерпии из СМИ безумствуют, разогревая массы. Массы с готовностью поднимают волну.

И внезапно, в высшей точке кипения президент как бы невзначай отпускает скромную реплику, что решение должен принимать народ. Пар выпущен, воинствующие либералы испытывают оргазм с пустоту, местные застройщики сносят забор к х.. м.

Население расходится с пониманием собственной победы и непониманием, что его не..бали.



Пока читал статью, в голове крутилось начало моего комента: "ну, наконец-то..." И самый первый комент под постом тоже именно так и начинается:)
Поэтому напишу свое начало чуть иначе.

Очень хотелось бы дожить до времен, когда наше государство наконец-то сообразит, что религия (и конкретно РПЦ) это вовсе не всегда хорошо, что это далеко не всегда "скрепы", поддерживающие государство и общество. Сообразит, что религиозные организации (церкви) живут по своей собственной логике дарвиновского выживания, и эта логика далеко не всегда гармонирует с выживанием самой страны.
Да, почти как паразиты в организме, хоть это и грубо звучит.

И поддерживать (очень умеренно) на государственном уровне "свои" религиозные организации (РПЦ и традиционный ислам) следует только из тех соображений, чтобы это пустующее "святое место" не заняли чужеродные и совсем уж разрушительные организмы.

Многие отделяют веру и религию. Отделяют веру и церковь. Но это тоже заблуждение.
Страна, где школьники поголовно верующие, не будет побеждать на математических олимпиадах, не будет лидером высоких технологий. Такая страна не будет развиваться, она не будет устремлена в будущее - она будет молиться на прошлое и ждать антихриста в будущем.

Вера в благотворность религии - это ещё одно наследие смутных и лихих 90-х.
Именно тогда мы умудрились забыть, что прогресс и просвещение начались только тогда, когда Веру "подвинули" с пьедестала и поставили на этот пьедестал Знание.



Edited at 2019-05-31 06:57 am (UTC)

Пример страны, где, по крайней мере, большинство - верующие, есть. Это США. И как это кореллирует с Вашим "Такая страна не будет развиваться, она не будет устремлена в будущее - она будет молиться на прошлое и ждать антихриста в будущем."?

Отличный вопрос! Спасибо вам за него.

Действительно, как возможен этот парадокс - страна, являющаяся научно-технологическим мировым лидером, в то же время потешающая весь мир примерами вопиющего религиозного мракобесия?
(Если кто не помнит, то именно в США в 20-ом веке шли знаменитые "обезьяньи процессы", а последний школьный учитель, пострадавший от печально знаменитого "акта Батлера", был уволен из школы аж в 1967 году. Только вдумайтесь: уже вовсю шла космическая эра, а в США увольняют учителя всего лишь за то, что он осмелился рассказать ученикам общеобразовательной школы об общепринятой в научном мире теории эволюции!)

Так, в чем же дело?
В 20-ом веке в США неоднократно проводились исследование степени религиозности ученых. Наиболее известными являются два - накануне Первой мировой и в самом конце века, в 98 году, организованное журналом Nature. И оба эти исследования дали устойчивый, почти одинаковый результат: процент атеистов и предельно расплывчатых "агностиков" среди ученых высшей категории в США раз в десять выше, чем в серднем "по популяции". Фактически, о своей сколько-нибудь реальной "вере в Бога" сообщали от силы 7-10 процентов ученых. Среди остальных американцев соотношение обратное.

Итак, ларчик открывается просто: научно-технологическое лидерство США обеспечили ученые атеисты (преимущественно приезжие), а вот американское карикатурное мракобесие - заслуга местных малограмотных фундаменталистов.

В связи с этим, у меня вопрос: сможет ли Россия повторить этот "финт ушами" - наприглашать за большие деньги - за очень большие деньги! - атеистических умников со всего земного шара, чтобы они "сделали науку" местным... э-э... как бы это помягче сказать... благочестивым идиотам? Вот вряд ли. Ну нету у нас мирового печатного станка и мировой банковской тусовки (преимущественно еврейско-атеистической, кстати).

Кстати, всяческое антинаучное мракобесие - удивительное пространство, где казалось бы непримиримые богословские враги начинают вдруг по-братски обниматься:)
Вот знаете, кто в РПЦ являются самыми оголтелыми мракобесами? Правильно, это православные антиэволюционисты, т.н. креационисты-младоземельщики. А также духовники и монашество "наумовской" школы, с восторгом поддерживающие эти идеи.
А знаете ли вы, что всё это антинаучное движение у нас в России зародилось с момента перевода книжек именно американских креационистов, протестантов-фундаменталистов из всяких "христианских университетов"?
Правда ведь поразительная картина - для наших "святоотеческих" фанатов эти ненавистные и с порога отвергаемые протестанты вдруг оказались усердно конспектируемыми учителями-наставниками!:))

Так что упомянутая Вами удивительная "страна, где большинство верующих" уже оказала немалое влияние и на русское Православие, причем на самую фундаменталистскую его часть.
Вот только влияние это имеет как раз абсолютно антинаучный, противоположный технологическому прогрессу вектор.
А мы наоборот, снабдили эту страну огромным количеством своих блестящих ученых атеистов, увы...



Edited at 2019-05-31 01:03 pm (UTC)

Я хотел написать, что большинство горожан за храм, а относительно самого события они просто в курсе только из СМИ и ютубчиков, которые не дают позиции епархии, но епархия по-моему и сама всё верно написала.

Как верно сказали в епархии - надо соблюдать закон. Запрет (и даже приостановка) строительства незаконны. губернатор призывающий к незаконному решению подвергся осуждению? Тут даже политики нет. Простая борьба за свои права.

По-моему вы не разбираетесь в вопросе.

Прочитал конец статьи. Да вы и с историей туго....

Edited at 2019-05-31 07:38 am (UTC)

Как верно сказали в епархии - надо соблюдать закон.
Если бы они ещё своим словам следовали цены бы им не было. А так, общался с тем же Стройнадзором - сплошь и рядом самострой и местами самозахват во имя бога.

На церковь возлагались большие надежды.
Но она не оправдала вложенных средств.
Естественно что содержится всё это за счёт бюджета.
А в образование и здравоохранение вложения уменьшаются, идёт перевод на платную основу. Образование и медицина перешли в разряд услуг.
Жадность попов отталкивает паству.

Что, простите, содержится за счет бюджета?

Государственный клерикализм.
Для вас новость?

РПЦ содержится за счет бюджета.
Попы получают зарплату и уходят на пенсию получая средства из бюджета.

РПЦ должна служить государству, обществу, народу.
Взамен этого структуры РПЦ гребут под себя ресурсы и ценности, игнорируют и нарушают собственные правила (содомские скандалы, например).
Неудивительно, что РПЦ теряет авторитет и провоцирует скандалы.
И Пётр Первый, и большевики, заставили РПЦ служить не себе, любимой, а государству.

  • 1