?

Log in

No account? Create an account

АНДРЕЙ ВАДЖРА

Очень трудно видеть и понимать неизбежное в хаосе вероятного


Previous Entry Share Next Entry
Отличаются ли мастера украинской культуры от проституток?
andreyvadjra

Бытует мнение, что искусство, как и красота, требует жертв. Но канули в лету те времена, когда люди находили в искусстве жизнеутверждающую красоту. Сегодня оно превращается в мутное варево из объедков заумных рефлексий с маниакально-депрессивным душком. Тем не менее поток жертвоприношений не иссякает. Хотя некоторые и жалуются, что он изрядно измельчал.

Не отстает от модных трендов и Львов – древнейшая столица просвещенного украинского мира, креативный центр развития передовых европейских технологий в сфере ЖКХ и просто неисчерпаемый источник творческого вдохновения для мастеров самых разнообразных жанров искусства.

Так, 17 ноября несколько десятков львовских художников провели акцию «День искусства без Львова». Воссоздав своеобразную погребальную церемонию, они пытались «привлечь внимание к культурной деградации общества, возникшей в городе». Участники акции пришли в черных одеждах и с черным флагом. На углу улицы установили траурную плиту с надписью «Львов – культурная столица». Возле нее зажгли лампадку и поставили две гвоздики.

Поводом для этого действа послужила смена владельца в художественном объединении «Дзыга» (по-русски – «Юла»), которое 25 лет назад создало местное Студенческое братство. Новый владелец галереи закрыл ее на ремонт и задумал перепрофилировать данную контору.

Думается, что у «Дзыги» все будет нормально, так как среди указанных на сайте организаций, «постоянных партнеров», – генконсульство Польши во Львове, Польский институт при посольстве в Киеве, Британский Совет, Альянс франсез, посольства США и Израиля, немецкий Институт Гете. В такой компании о Министерстве культуры Украины и Львовском городском совете можно было бы уже и не упоминать. А вот о самом титуле «культурной столицы», в которой раскручивалась «Дзыга», стоит поговорить.

Почему именно Львов признан «самым культурным городом» Украины, спрашивать сегодня неприлично. Просто так повелось с тех времен, когда, согласно еще советскому рок-н-рольному хиту местной группы «Браты Гадюкины» «40 пачек «Верховины», «с Севера повеял ветер перемен. В стране стало весело, как на КВН». Именно в годы этого веселья на разнообразных молодежных фестивалях «Крок», «Вывих», «Червона рута» и т. п. замешивалось тесто для выпечки культурного фастфуда по идеологически «правильным», патриотическим рецептам. Им удачно дополнили уже давно существующее, но слишком уж постное меню из «творчого доробку» расплодившихся, как тараканы, деятелей искусств УССР разных мастей. И процесс закваски патриотических умов пошел как на дрожжах.

Но это, конечно, лишь одна сторона медали «За имитацию общественно полезного творчества на Украине». Причем ребро. На аверсе же и реверсе ее изображен такой себе двуликий Янус, который одновременно заглядывает в рот власти в поисках бюджетной копеечки и высматривает новый объект для нападок на конкурентов по «культурному» ремеслу, без чего его собственное творчество утратит всякий смысл и «социальную остроту».

Поиск врага у деятелей украинской культуры сегодня много времени не занимает. Если в советские годы они что есть силы топили друг друга, то сегодня делают то же самое, только под соусом борьбы с «российской экспансией». Благо, эта борьба давно уже стала составной частью официальной идеологии киевских властей.

Иждивенческую психологию украинской богемы хорошо иллюстрирует высказывание украинского «историка и литератора» Елены Стяжкиной: «Некоторые политики, служащие, депутаты, журналисты под мелодию русской балалайки в условиях российской агрессии пропагандируют нейтральность. Говорят, что культура, за границами добра и зла, за границами политики, она является общечеловеческой. Кому выгодны эти манипуляционные внушения о маргинальности украинской национальной культуры? Ответ на этот вопрос находим в сопоставлении таких цифр. Руководство СССР на развитие культуры Украинской ССР выделяло 3,8 рубля на человека, а в Российской Федерации эти расходы достигали 12,8 рублей. Тарификация интеллектуально-культурного труда в России и сегодня значительно выше, чем на Украине».

Галицкий музыкант Дмитрий Ципердюк констатирует тенденцию увеличения продуктивности украинской поп-музыки в последние годы после Майдана, который «изменил страну в лучшую сторону». Но для улучшения этой продукции необходимо, чтобы в эту ситуацию вмешалось государство, которое должно «максимально финансировать творческие институции, продюсерские центры, которые могли бы создавать и профессионально совершенствовать украинских артистов».

Сам Ципердюк, постоянно радующий поклонников новыми достижениями этно-музыки, входит в актив общественной организации «Украинское агентство авторских и смежных прав». Надо понимать, что доходы от роялти за свое творчество никак не позволяют украинским «мытцям» развивать свой бизнес. И государство просто обязано инвестировать в их «творческие искания» в обмен на лояльность к правительственному официозу.  

Но вернемся к «Дзыґе». Как говорится на ее сайте, она «бунтует против массовости и конформизма, против маргинальной шароварщины, стереотипов и пассивности, серости, равнодушия и “совковости”». Казалось бы, стандартный набор клише постсоветских «визионеров» от искусства. На словах никакой политики – одни творческие муки и эстетические откровения.

Однако директор «Дзыги» Маркиян Иващишин – профессиональный украинский революционер еще со времен студенческой забастовки 1990 года «на граните» и акции «Украина без Кучмы». Успел побывать депутатом городского совета Львова и основать «общественную организацию «Пора», идеология которой в особых рекомендациях не нуждается. Не надо ходить к гадалкам, чтобы понимать, что с таким послужным списком Маркиян является человеком объективным и исключительным радетелем чистого искусства.

В 2003 году в контексте 10-летнего юбилея своего детища Иващишин отмечал…

Полностью читать ЗДЕСЬ


  • 1
сядь пока своим анусом на бутылку

  • 1