АНДРЕЙ ВАДЖРА (andreyvadjra) wrote,
АНДРЕЙ ВАДЖРА
andreyvadjra

Categories:

С новой ценой на газ и без транша

Переговоры властей Украины с миссией Международного валютного фонда, две недели проходившие в Киеве, не принесли ожидаемого результата. Меморандум о сотрудничестве по новой программе финансирования не подписан.

А ведь казалось, что «счастье так близко, так возможно». СМИ сообщали, что речь идет уже не о последнем транше по ныне действующей программе, рассчитанной до апреля 2019 года, а успешно продвигаются переговоры по новой программе финансирования МВФ, которая будет рассчитана на 1,5 года, а объем кредитных средств по ней составит $4–5 млрд. Таким образом, Украина перестрахуется от финансовых проблем до завершения парламентских выборов и формирования после них нового правительства.

Не углубляясь подробно в историю вопроса, напомню, что практически все транши МВФ давал с «большим скрипом» и задержками от первоначального графика, их выделение всегда сопровождалось выдвижением новых требований, становившихся предметом длительного торга. В итоге из предполагавшихся изначально около $17 млрд в рамках реализуемой с 2015 года 4-летней программы расширенного финансирования Киев к настоящему времени получил лишь четыре транша общим объемом $8,7 млрд. Выделение очередного транша первоначально ожидалось еще в мае-июне 2017 года, но Украина не выполнила ряд условий программы.

Главным камнем преткновения стало требование МВФ о повышении цены на газ для населения. Наверно, в другой ситуации, как это неоднократно бывало и раньше, власть бы постаралась «потерпеть» еще полгода без транша, ведь если на «главное условие» не пошли ранее, летом прошлого года, когда до выборов было еще относительно далеко, то сейчас, непосредственно в ходе избирательной кампании, идти на это действующей власти, что называется, «смерти подобно».

Но, нужно понимать, состояние украинской экономики на пятом году после «революции достоинства» (см. подробнее здесь) не оставило власти пространства для маневра. Проще говоря, последствия неполучения МВФских денежек (включая «электоральные») были бы куда тяжелее, чем от повышения цен на газ. Это вынужден был признать «открытым текстом» и премьер Гройсман: «Зачем сотрудничать с МВФ сейчас? Невыплата долгов угрожает Украине дефолтом. А это остановка производства, девальвация гривны, инфляция».

Насколько тяжела ситуация, свидетельствует то, что Украина провела частное размещение ценных бумаг с погашением в 2019 году на сумму $725 млн с доходностью порядка 9,1–9,15% годовых. А ведь проценты в районе 10% годовых по меркам международного финансового рынка считаются «людоедскими». Но украинскому правительству пришлось соглашаться на них (дешевле не давали, поскольку считают риски чрезвычайно высокими), да еще с возвратом уже в будущем году. В общем, работа в режиме «день простоять и ночь продержаться».

В такой ситуации транш МВФ действительно выглядел спасением, поскольку, помимо прочего, сохранял возможность новых заимствований. Так, Всемирный банк пообещал Украине гарантию на $650 млн (не деньги, а гарантию их возврата другим кредиторам), но при условии реформ и транша от МВФ. Кроме того, по словам экспертов: «До конца года стране предстоит выплатить еще порядка $1,75 млрд иностранным кредиторам. Если долговые обязательства выполнять без ресурсной подпитки извне, объем резервов упадет ниже критической отметки – трех месяцев будущего импорта. А значит, Украина не сможет разместить евробонды».

И вот когда, казалось бы, все жертвы (за счет кошельков граждан, естественно) принесены, последовал, не побоюсь такого сравнения, удар ниже пояса: МВФ отказался выделять деньги до принятия Радой госбюджета на 2019 год. А это условие, которое «оперативно» выполнить невозможно по определению. Процесс принятия бюджета всегда носит достаточно длительный и «деликатный» характер, который на Украине принято завершать «под елочку».

Необходимо «привести к общему знаменателю» многочисленные интересы групп влияния и депутатов-мажоритарщиков, аппетиты которых и «расценки» за лояльность к власти в период избирательной кампании особенно велики. МВФ же, очевидно, требует крайне жесткого бюджета, построенного на принципах предельной экономии. Такая вот задача по «квадратуре круга», поставленная перед киевским режимом.

О предвыборных «коврижках» для электората в такой ситуации и говорить не приходится. Наоборот, придется урезать социальные статьи бюджета, расходы на образование, здравоохранение и т.п., что граждане почувствуют уже с первых недель наступившего года. А вот сам транш, если его все-таки дадут, до 31 марта почувствовать удастся навряд ли. В конце декабря на Западе, как известно, рождественские каникулы, всегда знаменуемые резким спадом деловой и политической активности. После них МВФским бюрократам нужно время, дабы «войти в рабочий ритм», согласовать дату приезда очередной миссии в Киев, которая скрупулёзно и не торопясь изучит принятый бюджет, сделает свое заключение, передаст на рассмотрение совета директоров фонда, которым тоже нужно время, чтобы изучить уже заключение своих экспертов…

Главный же вопрос – будут ли стараться в МВФ «торопиться»? Ведь «кто хочет, ищет возможности, кто нет – ищет причины». Очень похоже, что…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments