?

Log in

No account? Create an account

АНДРЕЙ ВАДЖРА

Очень трудно видеть и понимать неизбежное в хаосе вероятного


Previous Entry Share Next Entry
На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!»
andreyvadjra



Тема гастарбайтеров и рабского заработка за границей актуальна на протяжении всей эпохи независимости Украины. Достаточно вспомнить громогласные общения Ющенко со сцен Майдана-2004 создать условия для возвращения людей в родные пенаты. Однако отшумел уже второй Майдан, а воз и ныне там. Как проходят будни «заробитчан» на сезонных работах в Польше, рассказывает моя собеседница. Анонимно – хотя она и зареклась ездить в Польшу «на яблоки».


Когда ты поехала в Польшу? Был ли с тобой кто-то ещё? Как пришла идея туда поехать?

Я поехала с другом в сентябре 2016 года. Денег нет, работы нет, перспектив нет, а у друга всё ещё сложнее — живёт он в маленьком городе на Западной Украине. Из-за тотальной безработицы там принято выезжать за бугор на работу.

Как происходит весь процесс отъезда?

В основном «по блату». Ищут знакомых, не доверяя неизвестным коммерческим посредникам. Мы не знаем законов на этот счёт и допускаем, что посредники действуют полулегально. Визу надо было оплачивать заранее.

Двоюродный брат друга уже работал в Польше и благодаря ему будущий хозяин бесплатно прислал нам приглашение. Работники без «блата», как правило, за приглашение платят. Работа — сбор яблок осенью.

С этим приглашением и кучей других документов я пошла в польское посольство, оформила визу, заплатила страховку. Куча бабла на это ушло. Потом приехала в этот город, там бус нас должен был забрать и повезти на место. Платишь тоже крупную сумму за этот бус. Я приехала, условно, 5 сентября, ждала там неделю. Нам говорили, что срочно едем, а бус все не ехал.

Самое интересное: я у нашего «благодетеля» спросила, какие на рабочем месте условия, будут ли выходные и свободное время, всё-таки ведь Польша, хочется поехать на страну поглядеть. Этот родственник ответил: «Будете жить в хороших условиях – стиральная машина, комнаты, двухэтажные кровати, есть постели, два выходных, нормированный рабочий день, без проблем».

«Слишком хорошо все звучит. Тут какой-то подвох», – настаивала я. На что друг твердил: «Я два раза переспрашивал у брата».

Итак, прикатили мы в Польшу на бусе. Ехали с толпой незнакомых гастарбайтеров. Люди из разных областей, часть с Волыни. С этого буса высаживались на разные фермерские хозяйства.

Приехали на место глубокой ночью. Самое яркое впечатление: завезли в дворик, встречают какие-то пьяные чуваки, местные работники. Приходит этот двоюродный брат и говорит: «Покажу, где вы будете жить».

Идём. Первые этажи внутреннего дворика – складские помещения и гаражи для техники. А на втором этаже гаражей – помещения для прислуги… то есть для нас. Облезлые стены, штырит неясно чем, нет ни вешалок, ни стульев, ни батарей. На 10 человек в небольшой комнате — маленький кусок батареи. Это важно, так как быстро наступили холода. Вместо матрасов — картонка, под ней облезлая сетка. Двухэтажные нары, а не кровати, к которым я привыкла в хостелах. Мне швырнули даже не одеяло, а какую-то тонкую ветошь. Я на это сказала: «Вообще-то осень и офигенно холодно. Я замёрзну. Мне нужно что-то более удобное, дайте одеяло». В ответ скривились, но дали старый матрас, грязную подушку, грязное, но плотное одеяло и сомнительной чистоты постельное белье.

На первом этаже в пристройке возле гаража было подобие кухни. На дворе около часу ночи, народ бухает, дерется. При этом мы помним, что завтра в 6 утра подъём, потому что в 7 выезжаем на работу.

Я вспоминаю, как спрашивала накануне напарника о туалете и душе. Он ответил: «Не путай тюрьму с курортом. Это Польша, нормальное европейское государство, не перепроверяй, не переживай». И вот я говорю другу:

«Не похоже на то, что рассказывали. Где туалет, душ, стиральная машина?».

Ищем. Душ и туалет в подвальном помещении, там сыро и холодно. Две стиральные машины на 50 человек.

Распорядок дня: 6 утра подъём, в 7 выезд, работать до 19 или 20. Нам говорят: «Если дождь, то запаситесь чем-нибудь».

Я заранее, в Украине, купила на секонде штормовую куртку, рыбацкие непромокаемые штаны, нерезиновые пенковые сапоги, перчатки, специальные защитные очки. Как оказалось, не прогадала.

Постелились, легли. Только мы уснули, через 40 минут с ноги открываются двери, влетает пьяная девица ромской внешности: «Какого хуя ты спишь на моей кровати? Ты украла мои вещи!».

Отвечаю ей: «Я тебя впервые вижу. Не знаю ни про какие вещи».

Оказывается, местные работяги решили её выжить, её вещи выкинули во двор и на соседнюю койку. Она собирает вещи, ревёт, кричит, матерится. Потом приходит какой-то дядька и начинает бить её прямо там. Она кричит: «Не бий мене!». Я со второй полки наблюдаю и фигею. Потом дядька её утешает и кричит: «Людям спать надо!», выносит её за шкирки. Внизу снова крики, вопли. Я с мыслью «Мне в 6 утра вставать», засыпаю.

Через час припхались пьяные работницы и начали укладываться. К утру всё затихло.

Встаём в 6 утра. Обстановка: имеется три кабинки туалета и одна кухня с 4 конфорками. Людей тьма и все хотят приготовить себе завтрак. Чем раньше встал, тем больше шансов на место у стола и готовку.

А потом нас ждёт «транспорт».

Это трактор, за ним стоит прицеп с огромными ящиками из досок (их тут называют «палеты»). В эти ящики грузят людей и везут на место работы. Если близко везут, то ещё ок. А это осень, заморозок, 40 минут ехать. Не на чем сидеть, держишься за край. Сидишь на досках. Как имущество или скотину, нас везут в открытых ящиках. Да и то, у скотины лучше условия.

Если холодно или дождь, никого это не волнует. Через щели в ящиках продувается всё. Мы, пока ехали, кутались и съёживались.

Приглядываюсь к контингенту. Большинство – женщины в возрасте от 18 до 60, до возраста, пока ноги носят. Они так и рассаживались побригадно согласно возрасту. Все сельского происхождения, Комплекция намного мощнее моей, я на их фоне была худышкой. Явно с детства пахали на таких работах.

Работа — сбор яблок. Дали нам штуку под названием «рвач» — ведро с заворачивающимся мягким дном. Крепится лямками и висит у тебя на груди. Яблоки перебрасываются в ящик очень бережно. Ты целый день это ведро носишь на груди. Болят плечи и поясница. Рвачи, как правило, это не подогнанные под фигуру походные рюкзаки, они висят на лямках тяп-ляп. Вся конструкция натирает и давит.

Ты должен следить, чтоб яблоко было не гнилое и без червяка, не сжимать его пальцами, аккуратно класть в рвач и очень аккуратно высыпать в ящик.

Сказали – делаю. Беру яблоко, смотрю, делаю аккуратно. Но почему-то женщины вокруг начинают на меня коситься и шептаться. Спрашиваю, что не так. В ответ: «Ты очень медленно делаешь».

— Так я же осматриваю яблоки!

— А ты не смотри на яблоко. А ты потом узнаешь, какое без червяка.

— Так ругать же будут!

— А может и не будут.

Поначалу мне сказали, что дневная норма – 5 больших ящиков. Это реально. Один человек теоритически это может сделать. Но скоро мне в процессе объяснили негласные правила: тебя заставляют в приказном порядке набирать не 5 ящиков, как договаривались, а 8-10, бесплатно. Для этого тебя заставляют очень быстро работать: матом, криками, палками. Так ведут себя надзиратели. Здесь это только украинцы. Лично меня не били, но откровенный мат был.

Если «послать» надзирателя — тебя уволят. А я не могу позволить себе уволиться, потому что должна отбить хотя бы деньги на оплату визы и обратный проезд.

Приходится молчать и делать, что говорят. Кстати, это именно надзиратель бил ту самую девицу в первую ночь. Мы не успевали отрабатывать 8-10 ящиков.

Почему никто не протестует?

Тут я столкнулась с современной украинской культурой во всей её красе. Интересное явление. У моих сотрудниц был явный комплекс неполноценности, причём невероятно воспаленный. Они угнетены и гордятся этим. Они впахивают. С ними такое обращение, потому что они позволяют с собой это делать.

К примеру, я сказала, что не позволю, чтобы меня как скот возили в коробке. В ответ услышала от работниц: «Скажи спасибо, что не пешком ходим. Ты что, дура, молчи!».

Из мужчин на всё хозяйство один тракторист и один мой коллега, приехавший со мной, остальные — женщины.

На бригаду из десяти женщин — один надсмотрщик-украинец, который ими командует кулаком и матом. Его боятся до чёртиков. При этом они успевают пить водку ночами напролёт. Мы к их пьянкам не присоединялись, и поэтому стали изгоями.

Фермера они называют «паном». Вспоминаются душераздирающие повести о крепостничестве из классической украинской литературы.

Ещё красноречивая деталь, на сей раз об отношении работниц к своему здоровью. Поздняя осень, холодно, прошёл дождь, женщины садятся голыми задницами на холодную землю и какие-то железки. У меня есть каремат. Предлагаю им. Слышу ответ: «Мы люди не гордые, в отличии от некоторых! Мы так посидим». Убеждаю: «Так вы себе наживёте цистит, половые проблемы». Отвечают: «Ничего страшного!». Ну ок, ваш выбор.

Когда работницы увидели куртки, перчатки и защитные очки у нас с другом, только спросили: «А шо вы это так подготовились хорошо? Первый раз ведь приехали!». Работницы завидовали нам, что мы хорошо экипированы. У пана они при этом попросили на время дождя… костюм химзащиты. Отмечу, что в костюме руки поднять сложно, а поднимать надо постоянно.

Я им пыталась поначалу объяснять и «майданить»:

— Женщины, вы понимаете, что вас бесплатно заставляют работать выше нормы?

— Но мы же хорошие работницы!

— Вы убиваетесь. Не перерабатывайте норму.

— Если мы так не будем делать, нас не будут приглашать.

Говорю надсмотрщику:

— Я видела, как работают в саду поляки. Медленно и логично.

В ответ:

— Будешь полькой, будешь медленно. Сиди тихо, сука, заткнись, будешь делать, что я указал!

Мы как скот: нас посадили, повезли, до заката работаем (не до официально обозначенного часа), после заката назад.

Перерыв формально час. Если надсмотрщик решил, что надо больше успеть, у тебя уже не час, а 30-40 минут. Иногда он при этом с циничной ухмылкой обещает увезти на час раньше. Но на час раньше никто не увозит, и никто ему ничего не скажет.

Выходных нет. Формально выходной — это полдня воскресенья. За это время мы не можем выйти за территорию, потому что заинтересованы в том, чтоб постирать вещи, накопившиеся за неделю, выстояв в очереди на стиральную машину.

Где-то есть хозяин — фермер-поляк. Приезжает на машине, смотрит, как мы работаем. Чтоб не ели яблоки. Если никто не смотрит, то яблоки всё-таки едят. В группе друг на друга стучат, это развито на высшем уровне. Взаимоподдержка, взаимопонимание — такого понятия нет, каждый сам за себя.

Снова «майданю»: «Нам такие ужасные условия делают! Давайте бунтовать, делать по 5 ящиков».

В ответ: «Мы тут работаем, а ты пришла и ушла. Если слиняешь, всем будет лучше».

Одна женщина по-старше сказала: «Расскажу тебе анекдот…

Полностью читать ЗДЕСЬ




Posts from This Journal by “Польша” Tag



И кто тут рабы?
Выращивают яблоки поляки. собирают хохлы, а покупают (покупали) и едят(ели) русские.

уже не едят. и не выращивают.

(Deleted comment)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Всё равно майданутые рагули не верят. А потом, когда их трахнут разок на польских плантациях, прибыв домой на побывку будут с пеной у рта доказывать в сетях, что такого в Польше не бывает. Так, что рагульское быдло оно того заслуживает.

Это ты балакаешь, пока в твоей жопе деньги не кончились. А потом ты будешь сосать у тех же поляков, недоделанный.

Атлична, атлична, например. Больше треша и угара. Еврохохлы - вы боролись именно за это. Раса генетических рабов, готовых говно есть, лишь бы из рук пана. Молодцы.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Очередная страшилка по заказу Кремля.

Хорошо, а кто собирает яблоки в Польше?

Точно... Лично Путин своей рукой на рукописи красным карандашом писал: "Утверждаю!".

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!»

Пользователь mexa_nik сослался на вашу запись в своей записи «На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!»» в контексте: [...] Оригинал взят у в На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!» [...]

На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!»

Пользователь dusya4927 сослался на вашу запись в своей записи «На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!»» в контексте: [...] Оригинал взят у в На яблоки в Польшу: «Тут тебе не Майдан!» [...]

(Deleted comment)
Ну, ну. А сравните ка, какие заработки на нефтедобыче в РФ, где украинцы работают вахтовым методом, и какие заработки у украинцев на грядках в Польше.

половина написанного брехня походу.... хотя всякое бывает...

Как знакомо!

Прыг_сугс_ВИИИ ВСЁЁЁЁ ВРЁТИИИ!!!_сугс_сугс_сугс_прыг_прыг.....
Удобно на кортах скакать? ГГГГ

Edited at 2017-08-12 05:32 pm (UTC)

Сейчас много случаев в прибалтике,украинцы с польским шенгеном приезжают в прибалтику,по стройке,нелегально работают несколько недель,затем их просто кидают многочисленные посредники,прорабы-бригадиры,в нищей прибалтике и пару сотен евро деньги,а обьёмы строительства маленькие,это не Москва с Питером.И хохлы,не ведитесь на обьявления о трудоустройстве в скандинавию,довезут до таллинна и просто кинут.

И кидают, после чего эти уроды начинают воровать в магазинах и засерать кусты и подъезды и тут они попадают в нежнве лапы эстонских полицаев, которые оччень не любят русских. Ведь для всей европы они, о чудо - русские и огребают такой любимой ими русофобии по самые гланды. Потом после профилактических люлей от полиции они попадают в фильтрационные лагеря беженцев и там всякие арабы и прочие мусульмане им устраивают житуху сильно грустнее описанной в статье.
Вэлком ту юроп!

Я рад за них.Но окраинцы должны на себе прочувствовать свободу до конца.Желательно визы с Россией ввести. А сюда ещё больше побегут.Здесь вам не там.