?

Log in

No account? Create an account

АНДРЕЙ ВАДЖРА

Очень трудно видеть и понимать неизбежное в хаосе вероятного


Previous Entry Share Next Entry
Польская стратегия обескровливания Украины
andreyvadjra



Выдающийся русский ученый в области познания человеческого мозга, академик Владимир Михайлович Бехтерев говорил, что счастье умереть, не растеряв на жизненном пути разум, будет дано лишь 20% людей. Поэтому в современных условиях, государства, которые думают о будущем, уделяют должное внимание укреплению своего национального интеллектуального ядра. Чтобы, используя аналогию Бехтерева, войти в число той, условно говоря, «пятой части» населения Земли, которая сможет выжить и продолжить развитие по итогам решающего глобального конфликта.

Мечтает вытащить счастливый билетик в будущее и Польша. Но она сама постоянно «теряет мозги», утекающие в страны «золотого миллиарда», и поэтому главным источником поставок интеллектуального сырья для собственных нужд видит Украину и другие страны постсоветского пространства.


И в этом нет ничего удивительного. Благоприятную среду для разбазаривания научного капитала «независимые от ума» украинцы создали собственными руками. Казалось бы, для жителей Украины получение высшего образования стало настоящим семейным фетишем, ради достижения которого они готовы отдавать последние копейки. Но количество и качество «дипломированных» специалистов, которых с 1991 года начали штамповать «ВУЗы» чуть ли не в каждом районном центре, не соответствовало реальным потребностям деградирующего рынка труда. И толпы «жовто-блакитних» воротничков оказались ненужным балластом в экономике самого примитивного уровня передела.

Окончательно усугубила ситуацию революция «гидности», благодаря которой страна добровольно сорвалась в пропасть нищеты и социальной безысходности.  «Каждый день украинцев становится на 500 человек меньше. К сожалению, украинская нация вымирает. В 1993 году нас было 52 миллиона. Сейчас — 42. По данным ООН, Украина занимает 172 место в мире по темпам рождаемости. За последние три года картина только ухудшилась. 75% украинских семей живет за чертой бедности. Люди не верят в будущее», — честно признает народный депутат Украины Андрей Шипко.

Из-за недостатка финансирования идет катастрофический отток кадров из украинских научных учреждений. «За годы независимости Украины число лиц, работающих в научных учреждениях, сократилась более чем втрое. Если по данным ЮНЕСКО число людей в науке во всем мире за 25 лет увеличилось на 20%, то у нас за два последних года сокращение составило более 16%. В ВУЗах Западной Украины – вообще катастрофа. Поляки выметают всех талантливых студентов, магистратуру и аспирантуру», – констатирует председатель профсоюза работников НАН Украины Анатолий Широков.

Естественно, в этой ситуации, украинская студенческая молодежь имеет весьма узкий коридор возможностей для самореализации на своей родине. Как в профессиональном плане, так и в контексте личностного развития. Социальные лифты не просто сломаны. На их месте работает мощная центрифуга, которая выбрасывает за борт практически всех молодых людей, желающих активно и достойно жить в Украине.

Традиционно, самые близкие пути для украинца, желающего заработать или начать новую жизнь за границей, пролегают в Россию или Польшу. В этом материале мы рассматриваем польский путь жителей Украины, делающих «европейский выбор». И поэтому нам важно понять, какую пользу пытается извлечь Варшава в когорте других западных «трансплантологов», стоящих в очереди за еще теплыми органами умирающей Украины.

Сегодня собирательный портрет украинского мигранта в Польше неуклонно меняется в лучшую (для поляков!) сторону. Ранее, это был мужчина 43-летнего возраста без притязаний на высококвалифицированную работу. Сегодня средний возраст украинцев, ищущих счастья в Польше, помолодел на 10 лет. При этом, 47% «пришельцев с Востока» имеют высшее образование. Изменилась и география миграции. До начала войны на Донбассе большинство «заробитчан» составляли выходцы из Львовской и Тернопольской областей. Сегодня в общем потоке украинских граждан, которые пытаются устроить свой быт в Польше, 28% – выходцы из Восточной Украины.

Но, главное – неуклонно расчет число молодых людей, желающих получить в Польше образование и в дальнейшем связать свою жизнь и карьеру с этой страной. А попросту, во втором-третьем поколении превратиться в самых обыкновенных поляков. Ассимиляция, как говорится, дело не сложное. Ведь не секрет, что наиболее свирепо с повстанцами Богдана Хмельницкого расправлялся Иеремия Вишневецкий – этнический украинец, принявший католицизм и давший клятву на верность ценностям Полонии.

Как же в этой ситуации поступает Польша? Поступает, классически и последовательно воплощая в жизнь свои национальные интересы. Во-первых, тщательно анализирует социально-экономические и демографические процессы в Украине. Во-вторых, постепенно усиливает влияние мягкой дипломатии и специальных «демократических» институтов с целью культурного проникновения в систему ценностей украинского обывателя. В-третьих, создает максимально благоприятные возможности для привлечения наиболее талантливых и амбициозных студентов и молодых ученых из Украины, Белоруссии и других постсоветских стран.

Касательно первой позиции. Еще в 2010 году польские чиновники и дипломаты в неофициальных беседах отмечали, что не боятся экономической конкуренции со стороны Украины, отстающей от Польши в своем развитии примерно на 20 лет. После «схлопывания» украинской экономики более чем в три раза за прошедшее время польские аналитики воспринимают Украину исключительно в роли страны-донора и потенциального источника опасности (техногенной, экологической, террористической, притока беженцев и т.п.).

Пример польской активности на втором направлении неплохо иллюстрирует деятельность типичной в этом плане организации «Образовательный фонд для демократии» («Fundacja Educacijna dla Demokracii»). Фонд ставит своей целью поддержку демократических и гражданских изменений на пространстве бывшего СССР, особенно там, где «ограничен доступ к образованию, рынку труда и возможности влияния гражданина на собственную судьбу». Очень «приятно», что такой территорией создатели фонда считают современную Украину. Среди своих достижений организация, в частности, отмечает, что «220 человек в 36 местных общинах на Украине составили диагноз для своего региона, а 170 таджичек прошло курсы по созданию Женских клубов». Что ж, жители некогда одной из самых мощных стран мира – Советского Союза – сами добились высокого статуса «аборигенов» в глазах «просвещенных» поляков. Кого в этом винить, кроме самих себя?

В «мягком» направлении работают также Международный Вышеградский фонд, Польско-Американский фонд свободы, Польско-американская комиссия Фулбрайта, Программа малых грантов Посольства Польши, а также целый ряд более мощных структур, калибра фондов Конрада Аденауэра или имени Фридриха Эберта. При всей благообразности их целей, лейтмотивом психологической обработки целевой аудитории является трансплантация западного мировоззрения в систему ценностных установок славянской молодежи.

Работа на третьем направлении не требует особых иезуитских ухищрений. Возможно насильно заставить иностранцев приехать на учебу в свою строну? Нет, конечно. Надо попросту создать для неизбалованной государственным вниманием украинской молодежи привлекательные и соблазнительные условия для реализации своих планов в польских учебных заведениях. Тем более, в академической среде Польши отсутствует так хорошо знакомая нашим студентам коррупционная составляющая учебного процесса. Финансовые санкции за пересдачу экзаменов применяются к неуспевающим ученикам на вполне легальной основе.

После открытия для поляков рынка труда в ЕС в мае 2005 года, в Варшаве не на шутку обеспокоились тем, что Польша может окончательно превратиться в страну «свечей, лампадок и рюкзаков» – непременных атрибутов различных маршей католической молодежи. Этого, конечно, не произошло. Но отток квалифицированной, образованной рабочей силы на Запад естественно усилился. До 2020 года Польша рискует лишиться дополнительно до 10% активной молодежи, которая выезжает учиться и работать за рубеж. И надеется пополнить эти потери свежей кровью с Востока.

Примерно с того же времени (2004-2005 гг.) польские высшие учебные заведения начали проводить планомерную активную рекламную кампанию в Украине, устанавливать двусторонние связи с украинскими визави, которые сидят на голодном пайке и жадно ищут поддержку любых польских/европейских фондов и грантов.

Уже длительное время украинцы составляют примерно половину (белорусы, к слову, 4,5%) от общего числа иностранных студентов, учащихся в РП. Их количество приближается к 30 тысячам. Наиболее популярными специальностями для наших соотечественников являются бизнес, администрация и право, а также общественные науки, журналистика и информация. Показательно, что в последнее время растет число украинских соискателей высшего образования в аграрных академиях РП.

Абитуриенты, имеющие Карту поляка, могут учиться в университетах Польши на тех же условиях, что и польские студенты, то есть бесплатно или получить значительную скидку на обучение. Они также могут рассчитывать на разного рода стипендии (за хорошие результаты в учебе; достижения в спорте; на проживание и питание; социальную помощь).

Год назад польские университеты значительно снизили стоимость обучения для иностранцев. Причем речь шла не только о частных, но и о государственных вузах. Например, Лодзинский политехнический университет снизил цены абсолютно на все специальности в два раза. Вдвое снизил цены на все специальности Краковский педагогический университет. Для украинцев создаются реальные возможности поступить в польский университет, имея только украинский аттестат, и заплатить за обучение меньше, чем за учебу в некоторых престижных украинских ВУЗах. Сегодня также насчитывается более двадцати программ, позволяющих получить бесплатное образование в Польше. Большинство этих программ касаются магистров, однако, студентов-бакалавров тоже.

В 2016 году в польских университетских структурах училось более 57 тысяч иностранцев (в 2015 – более 46 тыс.).  Однако, Польша по-прежнему «пасет задних» среди стран ОЭСР по количеству студентов из-за рубежа. Средний процент иностранных студентов в развитых странах составляет около 6% (в Люксембурге – более 40%). В то же время среди польской студенческой и академической молодежи этот показатель составляет 4,1%.

Польша и далее будет приветствовать приезд к себе интеллигентной молодежи из стран бывшего СССР. И разрушенная Украина будет лидировать в этом процессе. Поляки понимают, что для большого количества наших земляков учеба и научная работа в Польше станет лишь стартовой площадкой для дальнейшего транзита в более богатые страны. Кто-то, возможно, и вернется с «модным» европейским дипломом домой. Но значительная часть свяжет свою страну с «новой польской родиной». И в какой-то мере это, в перспективе, компенсирует полякам собственные потери в борьбе за умы, которые аккумулируются вокруг глобальных финансовых центров. И речь даже не в том, что Польша планирует бороться за лидирующие мировые позиции в прикладной и фундаментальной науке. Цель – сберечь собственное интеллектуальное ядро и, будем откровенны, способствовать максимальной деградации украинского научного и гуманитарного материала.

В этом нет никакого польского «ноу-хау». И стареющая Европа и пресловутый американский «плавильный котел» постоянно модернизируют механизмы ассимиляции свежей крови в своих национальных проектах. Но эта работа требует особой осторожности. «Афроамериканский» Париж и «стена Трампа» красноречиво об этом свидетельствуют. Не говоря уже об особых формах «мусульманской толерантности» в виде регулярных террористических актов.

В случае украинско-польских отношений сдерживающим фактором ускорения ассимиляции, как ни странно, является разгул самых диких форм «бандеровщины» и национализма в «майданутой» Украине. Но стратегические интересы Польши по отношению к постсоветским ресурсам как раз и объясняют более чем сдержанную реакцию официальной Варшавы на форменное свинство украинских нацистов.

Показательным в этом плане является заявление польского посла в Украине Яна Пекло по поводу…

Полностью читать ЗДЕСЬ


  • 1
> Благоприятную среду для разбазаривания научного капитала «независимые от ума» украинцы создали собственными руками. Казалось бы, для жителей Украины получение высшего образования стало настоящим семейным фетишем, ради достижения которого они готовы отдавать последние копейки. Но количество и качество «дипломированных» специалистов, которых с 1991 года начали штамповать «ВУЗы» чуть ли не в каждом районном центре, не соответствовало реальным потребностям деградирующего рынка труда. И толпы «жовто-блакитних» воротничков оказались ненужным балластом в экономике самого примитивного уровня передела.

Заменить в этом фрагменте Украину на Россию --- и всё останется железобетонно верным.

>>>>>>>>>>>>>>>>> Заменить в этом фрагменте Украину на Россию --- и всё останется железобетонно верным.

"Останется железобетонно верным" если только не знать реальной картины или специально пытаться набросить. А на самом деле в России не было такого резкого роста ВУЗов. Более того: количество их, последние 15 лет, постоянно сокращается. Многие из них не выдерживают жестких государственных требований к ним.

И ещё момент: в России выпускники многих ВУЗов реально востребованы. И в науке и на производстве.

> А на самом деле в России не было такого резкого роста ВУЗов
Здрассте! Сначала каждый заборостроительный техникум стал ВУЗом, а каждый сельхоз --- Аграрным Университетом, и только потом пошёл вялый откат, когда стали закрывать совсем уж непотребные говнища.

> Многие из них не выдерживают жестких государственных требований к ним.
"Жёстких"? У нас нету "жёстких", у нас есть очень щадящие, idiot-friendly, просто многие шараги не выдерживают и их. Если ввести "жёсткие", на манер английских, то в стране 3/4 факультетов пожухнут, и станут среднеспециальными колледжами.

> И ещё момент: в России выпускники многих ВУЗов реально востребованы. И в науке и на производстве.
Вы зарплаты в этой науке и в этом производстве видели? Это называется "востребованы"? Вы вот это сейчас серьёзно?

Безусловно, в РФ ситуация получше, чем в Украине. Но это надо было "дотрахаться до мышей", чтобы на полном серьёзе начать сравнивать себя с Украиной и радоваться, что в РФ лучше. "Матушка Императрица, Господь чудо явил: сыскалась-таки в мире эскадра слабее нашей!"

Безусловно, в РФ ситуация получше, чем в Украине. Но это надо было "дотрахаться до мышей", чтобы на полном серьёзе начать сравнивать себя с Украиной и радоваться, что в РФ лучше. "Матушка Императрица, Господь чудо явил: сыскалась-таки в мире эскадра слабее нашей!"

Безусловно Ваше мнение, как и любое другое, имеет право на существования. Но я всё же склоняюсь к видению ситуации с высшим образованием в России глазами более квалифицированных людей: например Нобелевского лауреата сэра Андрея Гейма. И вот что он говорит:

"У нас многие говорят о падении качества подготовки российских студентов. Вы часто сталкиваетесь с выпускниками российских вузов. Действительно ли есть такая тенденция?

За российскими студентами, особенно выпускниками московских университетов или, скажем, Новосибирского университета, лучшие университеты будут гоняться, они самые конкурентоспособные. Если они стоят не на самом высоком месте в рейтинге, то это частично из-за незнания английского языка, незнания западной системы, недостаточного знакомства на конференциях.

У меня в лаборатории работают выпускники из Москвы, выпускники из Рязани, выпускники из Новосибирска, из Волгограда. У меня работают китайцы, индусы, украинцы и многие другие. Язык не имеет никакого значения, он только помогает общению. Главное - уровень, на котором они работают. Конечно, бывает, что приходят совершенно невразумительные люди, но 70% российских выпускников, с которыми я сталкивался, - просто замечательные ребята по сравнению с английскими, американскими и др. Здесь Россия слишком много занимается самобичеванием. Да, уровень, наверное, падает, но он падает во всем мире, он падает во всех странах, он падает в Китае. Это связано с тем, что общество становится более богатым, мозги покрываются корочкой жира. Но в России дела обстоят не так плохо, как во многих других развитых странах..."


https://topwar.ru/29074-nobelevskiy-laureat-andrey-geym-obyvateli-ubyut-chelovechestvo-za-50-let.html


Собственно, Гейм все лучшие физфаки и перечислил. И что характерно, выпускники этих хороших факультетов к Гейму едут, что хорошо и правильно. А вот выпускники из Манчестера, в котором Гейм, в РФ не едут, то есть вообще. Выпускнику того Манчестера ни российская наука, ни российская промышленность ничего конкурентоспособного предложить не могут, и вовсе не оттого, что РФ так далеко ушла вперёд, что манчестерские дикари с их навыками собирания кокосов на наших звездолётах никому не нужны.

А вот выпускники из Манчестера, в котором Гейм, в РФ не едут, то есть вообще

И опять Вы не в теме. Что же Вы постоянно пытаетесь рассуждать о вещах в которых не разбираетесь?

http://top54.city/news/newsid/48023/

https://wek.ru/nobelevskij-laureat-budet-rabotat-v-sfu

И т.д. и т.п. Просто об этом мало пишут у нас, так как СМИ в основном любят освещать другие темы.

А вот ещё:

http://asharky.livejournal.com/799965.html

Много уехало, когда курс валют резко поменялся. Но и те иностранные специалисты которые остались - это очень много! Сотни тысяч.

> И опять Вы не в теме. Что же Вы постоянно пытаетесь рассуждать о вещах в которых не разбираетесь?

Ваши ссылки моё экспертное мнение только подтверждают: заманить хорошего зарубежного учёного в РФ удаётся только тем, что у нас называется "мегагрант", хотя в остальном мире это нормальный рабочий процесс, не на уровне министерства и не по полусотне человек раз в пару лет. Радостная статья про то, что именитый японец посмотрит, и может быть предложит совместные исследования (ну, когда-нибудь) --- это само по себе показатель.

> http://asharky.livejournal.com/799965.html
Многие ли из этих иностранных специалистов работают преподами на ставках 12--14 тыр, или даже на профессорском сороковнике? Много ли их в отечественном хай-теке, если у нас генконструктор частного КБ, который может на негосударственные деньги в инициативном порядке поднять реактивный учебный самолёт, гордится, что платит хорошему конструктору чуть не больше всех в отрасли --- до ста тысяч рэ? Много ли у нас иностранцев-аспирантов?

Наша контора выполняет под четверть мегабакса в год работ по грантам как индустриальный партнёр академий --- по всему глобусу, где только водится современная наука. И ещё больше --- для индустрии. В РФ у нас работ нет. Вообще. Некому заказывать. Наши инвестиции в электронику на душу не просто меньше среднего по развитым странам --- они меньше среднего по миру. Наш экспорт софта на душу населения начинает отставать от Пакистана. По космической программе вообще полная хана, что в долгосрочной перспективе нанесёт национальным интересам бОльший ущерб, чем 300 лет Ига.

Ну начинаются "новости из будущего"(тм) в стиле "путин слил!". Это не интересно, на фоне преображения и развития страны. Не Вы первый и не Вы последний кто руки заламывает вещая о том, что #всёпропало. Не работает это уже выше уровня школоты.

А при чём тут "путин слил"? Это вы слили, весь советский народ за небольшим исключением. А уже плывя вслед за вами по течению, "не просят --- не надо", Брежнев слил, Горби слил, Ельцин слил, Путин слил, и любой следующий такой же будет сливать. Путин как раз даже что-то дёргаться пытается, в меру своего разумения и в меру своих ограниченных возможностей. Навального себе на шею посадите --- в соответствии с вашими пожеланиями Навальный ещё быстрее сольёт. Вам для патриотизма хватает сделать из Гагарина мощи, гордиться, и не чесаться.

Вдогонку...

Просто дам линк:

http://www.fontanka.ru/2017/04/14/131/

"...По словам Рудского, число административных сотрудников уже сократили на 30 процентов, теперь предстоит уволить "отстающих преподавателей" таким образом, чтобы достигнуть показателя 12 студентов на одного носителя знаний.

«Наверняка к вам обращались преподаватели с просьбой задать об этом вопросы, это те, кто чувствует угрозу, это бездельники, каким не место в высшей школе», – безапеляционно заявил ректор.

Вместе с тем, студентам объявили курс на перевод занятий на дистанционное обучение. Как считают в ректорате, таким образом преподаватель сможет и охватывать большее число обучающихся, а заодно, не тратя время на постоянные лекции, больше будет уделять время практике. Так уже во всех зарубежных вузах, утверждает ректор..."


Абсолютно правильный вектор.

  • 1