АНДРЕЙ ВАДЖРА (andreyvadjra) wrote,
АНДРЕЙ ВАДЖРА
andreyvadjra

Categories:

Прогулки по Питеру. «Аврора» после ремонта



Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга. В этом месяце, после длительного ремонта, корабль-музей открыли для посещения. Поэтому было бы неправильно на нём не побывать. Однако сперва немного истории легендарного крейсера…

Судя по всему вице-адмирал З. П. Рожественский был большим юмористом и выдумщиком. Среди его любимейших причуд было выдумывание кличек боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка подзаборная».

Знал бы генерал-адъютант какую роль сыграет «Проститутка подзаборная» в судьбе России, наверное, сильно бы удивился.

Теперь что касается создания «Авроры»…

К разработке проекта крейсера приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. В течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь.

К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера. В разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.

31 марта (12 апреля) 1897 император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.

Постройка корабля заняла более шести лет. «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основным предназначением «Авроры» было - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с броненосцами того времени корабль не мог. Не имел необходимой брони и достаточной огневой мощи.

Крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай II после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй».

В годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чём повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1948 году восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания Нахимовского училища. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не приходится. Она – символическая. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. На тот момент он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для нескольких выстрелов команда, всё же, нашла пару снарядов.

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу-революционерку, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться.

Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем бесследно исчезла. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и оттащили его на Северную верфь. В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна была полностью заменена на новую. Подводную часть крейсера не утилизировали и она, вроде как, до сих пор находится в затопленном состоянии у населённого пункта Ручьи Кингисеппского района.

Заново в отстроенное днище «Авроры» загрузили отремонтированное оборудование и смонтировали броневую палубу. Котлы Бельвиля-Долголенко заменили макетами, машину удалось сохранить. После достройки в эллинге к апрелю 1987 года на крейсер приварили оконечности с бронзовыми штевнями, на которые прикрепили куски подлинного корпуса; кроме того, установили надстройки, трубы и мачты. Затем была начата реконструкция помещений, которые старались восстановить в первозданном виде.

К августу 1987 года реставрация «Авроры» была окончена.

Следующий ремонт крейсера проходил c сентября 2014 года по 16 июля 2016 года.

Ну а теперь посмотрим, как «Аврора» выглядит на данный момент…

Приятнее всего к крейсеру идти набережной.

Хочу отметить, что Нева чище Днепра. Она не цветёт, её берега не имеют отмелей, не загажены, а гранитные набережные не разрисованы граффити.





В Питере очень часто на улицах можно встретить художников с мольбертами. Очень много рисующих детей и подростков. Такое ощущение, что чуть ли не вся молодёжь города рисует.

А вот и «Аврора»…


На мой взгляд, военные корабли позапрошлого века с их бронёй, заклёпками, паровыми котлами, ощетинившиеся стволами орудий, своеобразной формой корпусов выглядят гораздо эффектнее современный боевых судов. Я когда такое вижу, невольно вспоминаю Миядзаки.

А это здание Нахимовского военно-морского училища.

Действительно отец Отечества.

А это очередь на «Аврору». В выходной день стоять в томном ожидании придётся часа полтора.

Так выглядит борт крейсера с трапа…

А так борт крейсера выглядел когда-то…


Сложно судить насколько точно нынешняя «Аврора» воспроизводит крейсер 1900 года, но ремонт судна сделан очень качественно.















Трюм…








Кто знает, как называется эта ёмкость?


























Опять палуба…




Ну а теперь короткая прогулка по Питеру к ближайшей станции метро.















Особняк Кшесинской.Принадлежал балерине Матильде Кшесинской, которая первой из отечественных прим-балерин смогла освоить 34 фуэте. Но это не главное её достижение. Кроме того она смогла на выпускном в хореографическом училище очаровать императора. (И он именно ей пожелал «быть гордостью русского балета».) А затем, на торжественном выпускном вечере, где присутствовали члены императорской семьи, она смогла произвести впечатление на наследника трона Николая. Фактически Матильда была первой женщиной, на которую обратил внимание будущий император.

После их знакомства Матильда приложила немало усилий, чтобы постоянно попадаться на глаза наследнику престола и в итоге добилась свидания наедине, после которого между ними установилась связь. И отнюдь не платоническая. Кшесинская, не скрываясь, стала жить одна в доме, где принимала Николая.





Питерский кот. Город пронизан кошачьей темой. Здесь даже есть памятники котам. Но об этом расскажу в следующий раз.А так в Питере выглядит автоматизированный прокат прогулочных велосипедов.
На сегодня – всё…
Tags: Прогулки по Питеру
Subscribe

Posts from This Journal “Прогулки по Питеру” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →