У Игоря Коломойского есть одно уникальное свойство – он способен быть неприятным и неудобным всем сразу. Причём без исключения. Украинский олигархат его боится и ненавидит за то, что в бизнесе глава Днепропетровской области ведёт себя как бульдозер, снося на своём пути все преграды, и «наматывая на гусеницы» конкурентов. Там, куда приходит «Беня», нет места никому. Он не склонен к компромиссам, и отдаёт предпочтение простым жёстким и решительным действиям, стремительно проламывающим ситуацию.
Коломойский нередко циничен в своих откровениях, называя вещи своими именами и избегая бессодержательных разглагольствований. Он позволяет себе быть таким, каков он есть, не пытаясь себя приукрасить, чтобы понравиться публике. Он вообще редко хочет кому-то нравиться. Это напрягает украинскую общественность, которая привыкла думать одно, говорить другое, а делать третье, т.е. – выглядеть по-украински «прилично». «Беня» позволяет себе с барской наглостью плевать на общепринятые устои.
Именно поэтому, когда вечером 19 марта глава Днепропетровской области в весьма фривольной форме продемонстрировал своё презрение к украинским журналистам, сравнив их с представительницами самой древней профессии, ни один из присутствовавших возле здания «Укртранснафти» не прервал Коломойского, ни один из них не стал протестовать против его слов. Судя по всему, присутствующие там журналисты были согласны со сказанным в их адрес, и как ни в чём не бывало продолжили задавать вопросы олигарху. Все понимали что «Беня» в ярости, и всем было очень страшно.
Что же так взволновало главу областной администрации Днепропетровской области?
По его собственному признанию – «русские диверсанты», участвующие в «рейдерском захвате «Укртранснафти»». «Мы освобождали здание «Укртранснафти» от русских диверсантов, которые [его] захватили», – пояснил он.
И кто же оказался, по версии Коломойского, в числе «русских диверсантов», посягнувших на достояние Украины? По его мнению – заместитель главы фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной Раде Игорь Кононенко. Гипотеза, конечно же, неожиданная. В самом сердце «Революции достоинства» «русские диверсанты»? Но ведь и «Беня» был не последним человеком на «Майдане».
Ночью 19 марта возле здания «Укртранснафти» Коломойский выглядел не просто расстроенным и в связи с этим выдавал перед телевизионными камерами разнообразные, мягко говоря, вербальные странности, а находился в глубокой истерике. Хотя заподозрить Игоря Валерьевича в склонности к истерикам сложно. По жизни он человек предельно уравновешенный, массовым психозам, в отличие от многих простых граждан Украины, не подверженный, и периодически выдаваемые СБУ в эфир зажигательные истории о «русских диверсантах» вряд ли его могут взволновать. Ну, если только рассмешить. С чувством юмора у него всё нормально.
А взволновали не по-детски душу главы Днепропетровской области не мифические «русские диверсанты», а попытка забрать у него контроль над государственной компанией ОАО «Укртранснафта». Именно это заставило его мчаться на ночь глядя через всю страну.
Что интересно, учредителем и единственным акционером «Укртранснафти» является государство в лице Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», однако это не мешает отдельным индивидам обращаться с нею как со своей собственностью. Для этого просто надо рассадить на всех ключевых должностях в правлении компании своих людей. Что, собственно говоря, Коломойский и сделал в январе 2009 года. Это позволило главе «Привата» использовать нефтепроводы Украины и находящуюся в них нефть по собственному усмотрению, нанося интересам государства, по утверждению ряда украинских журналистов, немалый ущерб.
Так по информации СМИ, в 2015 г. стоимость хранения государственной нефти на объектах группы «Приват» была увеличена в 2 раза – до 6,4 грн/т, и на сегодня «Укртранснафта» ежедневно платит за это около 2,5 млн. грн. Кроме того, якобы в августе 2012 года «Укртранснафта» заплатила «приватовской» «Укртатнафте» треть миллиарда гривен за переработку нефти по завышенным ценам, а в тендере на право переработки нефти с «Укртатнафтой» «конкурировал» опять таки «приватовская» ПАО «НПК Галичина». Также неоднократно в СМИ появлялись сообщения о закупке по завышенным ценам «Укртранснафтой» топлива у связанных с «Приватом» компаний (ООО «Оптима-Транс», ООО «Авиас» и др.). Но самый яркий скандал с этим предприятием разгорелся летом прошлого года. Тогда «Укртранснафта» откачала 606 тыс. тонн технологической нефти из трубопроводов в собственные хранилища, а также на Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ, принадлежащие «Привату». Часть откачанной нефти была переработана на мощностях Кременчугского НПЗ и реализована на рынке. При этом разница между балансовой и рыночной стоимостью нефти, выкачиваемой из трубопроводов, составила около 280 млн. долл.
Естественно, что Коломойский всё отрицает. У него на этот счёт своя правда. Как недавно заявил журналистам ТСН Игорь Валерьевич, выкачивая из трубопровода технологическую нефть, руководство «Укртранснафти» тем самым спасало её от захвата россиянами и террористами Донбасса, а сама эта компания имеет стратегическое значение для Украины, потому что по её трубам НПЗ «Привата» могут получать нефть из одесского порта. Иначе говоря, без контроля над «Укртранснафтой» Кременчугский НПЗ Коломойского можно будет закрыть.
Как бы там ни было, но 19 марта на заседании наблюдательного совета «Укртранснафты» было принято решение отстранить главу правления компании Александра Лазорко (человека Коломойского), а вместо него назначить Юрия Мирошника (человека Порошенко). Однако Лазорко покидать свой руководящий кабинет категорически отказался. И его оттуда удаляли с помощью силы, ломая двери и конечности защитников начальственного кресла.
Соратник днепропетровского губернатора, нардеп Борис Филатов в «Фейсбуке» в 1:45 ночи 20 марта по этому поводу написал следующее: «Омерзительно, когда под прикрытием государственного интереса высшие должностные лица государства пытаются влезть «на потоки». А спустя час он назвал три фамилии высших должностных лиц, по его мнению, виновных «в грязной возне вокруг «Укртранснафти»: Порошенко, Кононенко и Мирошник.
Мысли Филатова очень похожи на правду. Не секрет, что на Украине каждый новый президент, придя к власти, традиционно рассаживает своих друзей, родственников и подельников «на потоки», устанавливая свой контроль над самыми прибыльными сферами экономики. По украинской логике, идти во власть и не садиться потом «на потоки» – глупо. На Украине в такой политике нет смысла. Поэтому действия президентской команды выглядят вполне естественно и закономерно. Точно так же, как и действия команды главы Днепропетровской области, которая воспринимает происходящее как наглый грабёж.
Не трудно понять, что именно в связи со столь амбициозными планами президента по переустройству нефтяного бизнеса в Украине, посреди ночи в Киеве во главе вооружённого отряда появился Коломойский. Однако когда он понял, что опоздал, впал в ярость. Ну а украинские журналисты, подвернувшиеся ему под руку, стали случайными жертвами его раздражения.
После посещения «Укртранснафты» он сразу же отправился к президенту обсудить сложившуюся проблему. О результатах переговоров Коломойского с Петром Порошенко сообщил в «Твиттере» министр внутренних дел Арсен Аваков: «Милиция Киева взяла под охрану помещение «Укртранснафти». Конфликт менеджеров, депутатов исчерпан и перенесен в плоскость юридических решений».
Сам Коломойский 20 марта заявил, что договорился с Порошенко и премьером Яценюком о привлечении к проверке «Укртранснафти» аудиторских компаний «большой четверки» (британской Pricewaterhouse Coopers и Ernst & Young, а также американской Deloitte Touche Tohmatsu и голландской KPMG).
Однако на этом конфликт исчерпан не был. После «Укртранснафти» в эпицентре противостояния оказалась компания «Укрнафта», которую (несмотря на то, что контрольный пакет её акций принадлежит государству) так же контролирует Игорь Коломойский.
Во главе этой структуры сейчас находится человек «Бени», но все попытки его сменить были тщетными. Дело в том, что для того, чтобы провести кадровые изменения в её руководстве, до недавнего времени, по закону, необходимо было провести собрание акционеров, в совокупности владеющих 60% акций компании. Однако ПАО «Укрнафта» долгое время не могла собрать для этого необходимого количества акционеров, так как структуры группы «Приват», владеющие 43% её акций, игнорировали собрание.
Чтобы решить данную проблему, 19 марта парламентарии, активно принуждаемые «смотрящими» президента и посольством США, после длительных консультаций приняли законопроект, который предусматривает снижение кворума, необходимого для проведения собрания акционеров с 60 до 50%. Таким образом, президент оказался в шаге от лишения Коломойского контроля не только над «Укртранснафтой», но и «Укрнафтой».
Любопытно то, что после ночного визита главы Днепропетровской области в офис «Укртранснафти» и общения с президентом, Петр Алексеевич объявил ему как госчиновнику выговор «за нарушение правил профессиональной этики, поступок, который порочит его как государственного служащего».
Однако это суровое наказание слабо впечатлило мятежного олигарха. Уже 21 марта ТСН телеканала 1+1 выпустила в эфир передачу о погрязшей в коррупции украинской власти и провале АТО, а в конце её ведущий пообещал рассказать всю правду о расстреле «Небесной сотни». После этого 22 марта стало известно, что в здании «Укрнафти» забаррикадировались неизвестные вооружённые люди под прикрытием бронемашин, а само здание компании энергично обносится железным забором. Стало очевидно, что глава Днепропетровской области готовится к вооружённой борьбе с «русскими диверсантами».
Фактически Коломойский продемонстрировал, что ради сохранения своего контроля над главными нефтяными компаниями Украины, готов пойти на самые крайние меры. И это вполне естественно. Ведь отступать ему некуда. Потеря «Укртранснафти» и «Укрнафты» нанесёт колоссальный удар по его бизнес-империи — именно нефть и нефтепродукты сейчас приносят ему основной доход.
В данной ситуации президент Порошенко оказался лишённым выбора. Игнорировать действия он не может, так как в случае удержания Коломойским этих двух нефтяных компаний, всем станет очевидно, что реальной власти у Петра Алексеевича нет и с ним можно вообще не считаться. А это будет началом его политического конца.
О том, насколько далеко зашёл конфликт между Коломойским и Порошенко свидетельствует то, что…
Читать полностью ЗДЕСЬ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →