АНДРЕЙ ВАДЖРА (andreyvadjra) wrote,
АНДРЕЙ ВАДЖРА
andreyvadjra

Взаимовыгодный союз или сыр в мышеловке?



Большинство наших соотечественников, услышав о Таможенном союзе четырех стран, мало понимают, о чем идет речь. На поверхности - разговоры о сплошных выгодах для Украины: 6,5-9 миллиардов долларов ежегодно, снижение цены на газ, тесные взаимосвязи.

Ни один трезвый человек не выступит против расширения сотрудничества Украины с Российской федерацией. Но все, что блестит, является «золотом» сотрудничества?

Таможенный союз - это создание единой таможенной территории четырех стран: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Нет таможенных границ, его пересечение проходит без уплаты налогов и таможенного оформления.

В этом, казалось бы, привлекательном моменте есть серьезный удар по нашему карману. Речь идет об НДС. Действующее в мире налоговое законодательство, и Украина не исключение, предусматривает, что облагается импорт и не облагается экспорт - принцип обложения налогом того, что потребляется внутри страны.

Теперь обратимся к цифрам. В 2010 году Украина экспортировала в Россию товаров на 13,4 миллиарда гривен, импортировала - на 22,2 миллиарда гривен. Мы получали налоги с 22,2 миллиарда гривен - 4,44 миллиарда долларов, наш сосед - с 13,4 миллиарда гривен - 2,68 миллиарда долларов.

В Таможенном союзе Украина эти налоги потеряет, точнее, мы их будем платить, а поступать они в бюджет РФ, а это 1,8 миллиарда долларов: 4,44-2,68 = 1,8.

По принципу места потребления сегодня платится и акциз. Покупая бензин, мы платим акцизный сбор в бюджет Украины. В Таможенном союзе весь акциз за импортируемые нефтепродукты из России или Белоруссии будет поступать в их бюджеты, а это дополнительные дырки в наших карманах.

К обоим налогам в Таможенном союзе будет применяться режим взыскания на чужой территории, а потому цифры украинских потерь очень динамичны и могут меняться.

За два месяца 2011 отрицательное сальдо торговли с РФ составило 2,8 миллиарда долларов, что в 2,2 раза больше, чем за этот период 2010 года - 1,26 миллиарда долларов. При таких темпах по итогам года оно может достигнуть 19,2 миллиарда долларов, что равнозначно потерям украинского бюджета на уровне 3,8 миллиарда долларов ежегодно.

В режиме Таможенного союза, при желании, можно вообще проесть весь бюджет Украины. Представьте себе, что в Европу весь российский газ будет продаваться через дочернее предприятие, зарегистрированное РАО «Газпром» в Украине.

НДС от добычи этого газа будет зачисляться в бюджет РФ, а возместить НДС за экспорт газа должен будет украинский бюджет. Может и не хватить.

Проблема вторая. Весовые доли в голосах каждого из участников будут определяться масштабами их экономик, и это понятно. Как и то, чей голос будет весомее для принятия решения.

Это означает, что большая часть полномочий по налоговому законодательству перейдет из Киева в Москву, как и оперативных решений по Таможенному союзу.

Проблема третья. Сплошные «выгоды» от доступа к дешевому российскому газу. Мы уже получили очень «выгодные» газовые соглашения 2009 года и еще «более выгодные» Харьковские соглашения. Теперь платим за газ больше, чем Европа, заплатив за это вечным пребыванием Черноморского флота в Крыму.

Во-первых, одной из выставленных России условий вступления в ВТО является приведение цен на газ до мирового уровня. Оно должно в полном объеме вступить в силу с 2014 года, т.е. чуть больше чем через 2,5 года.

Во-вторых, когда это выгодно, мы слышим, что проблема цен на газ не является компетенцией правительств, а исключительно компетенцией двух хозяйствующих субъектов - РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Когда потребуется, мы услышим это снова.

В-третьих, напомню всем, что между Украиной и Российской Федерацией на уровне закона действует соглашение о свободной торговле, которое запрещает установление ограничений на взаимный экспорт и импорт - пошлин и прямых ограничений.

Соглашение есть, а свободной торговли нет, потому что Россия осуществила необходимые ей изъятия. И если даже в проектах документов по Таможенному союзу этой нормы нет, то нет гарантии, что она не появится позже. Вспомните, кто будет принимать решения.

Проблема четвертая. Со вступлением в Таможенный союз мы перестаем быть членом ВТО. Нужно забыть о зоне свободной торговли с ЕС. Почему для нас это важно?

В современном мире проблемой является не купить - импорт, а продать - экспорт. Нельзя оценивать состояние наших отношений по общему объему товарооборота. Работу нашим предприятиям дает экспорт. Доля России в нашем экспорте составляет 26,1%, Европы - 26,9% и почти столько же - Азии.

Для России ключевыми компонентами экспорта есть газ и нефть, которые не имеют проблем доступа к рынкам. Для нас такой доступ является проблемой.

Европейский рынок для нас является крайне важным по очень простой причине: он на порядки больше. Для тех, кто живет иллюзиями, отмечу: не речь не идет о том, чтобы к кому-то повернуться спиной. Не надо терять даже миллиардного рынка, но нужно добиваться доступа к более мощным по объемам рынкам.

Относительное спокойствие по Таможенному союзу после встречи двух премьеров меня не успокаивает. А когда слышу о сплошные «выгоды» от Таможенного союза, хорошо знаю: если кто выиграет - другой должен проиграть. С какой стати нам такие «дары»?

Таможенный союз не просто перечеркивает возможности европейской интеграции Украины. Он перечеркивает главное - наше будущее.

Виктор Пинзенык, экс-министр финансов Украины.

«Украинская правда»

Tags: Таможенный союз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments