АНДРЕЙ ВАДЖРА (andreyvadjra) wrote,
АНДРЕЙ ВАДЖРА
andreyvadjra

Categories:

Где грань между завистью и справедливостью? Кто ее проведет?

Зависть как источник бедствий

Подхватывая тему
1 28.07.2009 12:18
Zemljak

Неужели и Достоевский в народовольцы подался из зависти?
Зависть эгоистична, потому является побудительным мотивом для достижения личного преимущества перед другими, благоденствия, конкурентоспособности. Это категории индивидуализма. Коллективные социальные преобразования и взрывы одной лишь завистью не объяснишь. Скольких Ломоносовых не дождалась Отчизна из-за былого неравенства?
Неравенство вновь растёт. Но вместе с ним растут и пошлость, и зависимость (несвобода).
Довольно странно не учитывать извечное стремление человека к справедливости, пусть даже наряду с завистью и стяжательством.
Если зависть эгоистична, то справедливость может быть только для всех, по крайней мере как стремление, как идеал. Объекты зависти осязаемы, материальны. Ей чужды альтруизм и самопожертвование (как и идеализм вообще). Но эти высокие порывы свойственны справедливости. И наша история являет тому немало примеров. Разве об этом нужно умалчивать?


Где грань между завистью и справедливостью? Кто ее проведет?
2 28.07.2009 14:30
AndreyVajra
//Неужели и Достоевский в народовольцы подался из зависти?//

Ну, во-первых, Достоевский подался не в народовольцы, а в петрашевцы (в бомбометании он замечен не был).
Подался, конечно же, из юношеской глупости и романтизма. Но потом Достоевский прошёл очень трудный путь своего внутреннего, личностного, индивидуального развития. От примитивных идей ЗАПАДНОГО КОММУНИЗМА («все отобрать и поделить поровну») к гораздо сложному, более адекватному, РУССКОМУ, ПРАВОСЛАВНОМУ пониманию мира и человеческой природы.
Достоевский до каторги и после неё – два разных человека.
Именно поэтому он и написал психоаналитическое исследование русских революционеров (борцов за справедливость) – роман «Бесы», столь нелюбимый большевиками. Написал он эту книгу, руководствуясь реальной психологией типичного революционера, борца за вселенскую справедливость и его действительной мотивацией, возможно и не всегда им осознаваемой.

//Зависть эгоистична, потому является побудительным мотивом для достижения личного преимущества перед другими, благоденствия, конкурентоспособности. Это категории индивидуализма. Коллективные социальные преобразования и взрывы одной лишь завистью не объяснишь. Скольких Ломоносовых не дождалась Отчизна из-за былого неравенства?//

Ну почему же не объяснишь? Как раз именно завистью только и можно объяснить вспышки коллективной паранойи. Для этого стоит почитать воспоминания очевидцев революции о том, как обольщали и морально разлагали простой народ словесами о «справедливости», как превращали его в дикого, кровожадного зверя. И все во имя справедливости. А потом, как этого зверя ставили в стойло еще худшее, чем то, которое было при власти помещиков и капиталистов. И ставили в это стойло, опять-таки, во имя «справедливости».

Скажите, можно ли провести четкую грань в душе каждого человека между завистью и стремлением к справедливости? Ведь очень часто зависть рядится в одежды справедливости, очень часто человек совершает моральную подмену, выдавая свою элементарную, примитивную, злобную зависть за некое желание всеобщей справедливости. А как еще делать мерзости? Как можно их облагородить? Как можно оправдать? Только справедливостью.

//Неравенство вновь растёт. Но вместе с ним растут и пошлость, и зависимость (несвобода).//

Неравенство не растет. Неравенство было всегда. Точно так же как пошлость и несвобода. Просто неравенство, пошлость и несвобода сегодня стали несколько иными, чем раньше, в те времена, которые Вы по слабости памяти считаете справедливыми. Они просто видоизменились, точно так же как видоизменился их носитель.

Неравенство это - производная от человеческой несхожести. Неравенство встроено в саму природу человека. И как раз самая жестокая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, когда кто-то умствуя, желает всё неравное сделать равным. Умного уравнять с дураком, трудолюбивого с лентяем, красивого с уродом, бедного с богатым и т.д.
Это только спички в спичечном коробке равны, потому что прошли через один деревообрабатывающий станок. А люди не спички. Они индивидуальны, а потому и не равны друг другу. И пока люди остаются людьми, пока они не стали насекомыми, будет оставаться и неравенство между ними. Все попытки построить общество всеобщего равенства до сих пор заканчивались катастрофой и скачком еще большего неравенства существовавшего до этого. Украина тому яркий пример.

//Довольно странно не учитывать извечное стремление человека к справедливости, пусть даже наряду с завистью и стяжательством.//

Кто не учитывает извечное стремление человека к справедливости? Ильин? Бог с Вами…

На мой взгляд, проблема не в том, что кто-то хочет справедливости, а кто-то не хочет. Её хотят все. Но только у очень многих она на самом деле является завистью.
На мой взгляд, проблема в тех ориентирах, которые позволили бы всем нам чётко отличать справедливость от зависти.

В христианском перечне семи смертных грехов, зависть стоит на втором месте. Мне кажется это не зря, если учитывать, сколько людей из-за нее прошли через рукотворный ад, который должен был, якобы, привести их в царство справедливости.

//Если зависть эгоистична, то справедливость может быть только для всех, по крайней мере как стремление, как идеал. Объекты зависти осязаемы, материальны. Ей чужды альтруизм и самопожертвование (как и идеализм вообще). Но эти высокие порывы свойственны справедливости. И наша история являет тому немало примеров. Разве об этом нужно умалчивать? Однобокость суждений приводит к заблуждениям.//

Как показывает история, не только справедливость, но и зависть может быть для всех. Целые сообщества людей возникали благодаря этому чувству, а потом существовали, питаясь его энергетикой. Зависть как очень сильное чувство способно толкать людей на разнообразные поступки. Зависть, сосуществующая с ненавистью (национальной, классовой и т.п.) может приводить их к поступкам, которые со стороны можно расценить как некое самопожертвование. Нередко ненависть, вызванная завистью столь сильна, что толкает людей даже на самоубийственные деяния. Тут действует принцип: «Мне будет плохо, но и вам падлюкам не жить»!

Поэтому повторю еще раз. На мой взгляд, проблема не в том, что кто-то за справедливость, а кто-то против неё. Нередко даже отпетые подонки руководствуются справедливостью, точнее тем, как они её понимают.
Проблема в том, что за красивыми словесами о справедливости очень часто скрывается примитивная зависть, и порождаемая ею ненависть.

На мой взгляд, главная наша проблема в нахождении тех ориентиров, которые позволили бы всем нам чётко отличать справедливость от зависти.
Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments